Ил-14 107-го ЛО Азербайджанского УГА

Ил-14 в небе.

23-го апреля 1966 года, переночевав в гостинице для летного состава, я пришел на работу в аэропорт, где на тот момент собралась внушительная толпа. Здесь то мне и рассказали товарищи, что самолет Ил-14 под номером 61772 выполнявший рес на Саратов пропал. На борту находилось 28 пассажиров и 5 членов экипажа в составе: КВС Камелин Гром Николаевич, второй пилот Сухенко Виктор Константинович, бортмеханик Митрофанов Валерий Георгиевич, бортрадист Хромыхин Юрий Сергеевич и бортпроводница Богданова Анна Александровна. Надо сказать, что в ту ночь в районе Баку разыгралась ужасная непогода.

Из лётного рапорта:
Экипаж 107 летного отряда выполнил взлет в 07:42 в условиях штормовой погоды (облачность 10 баллов с нижней кромкой 140-200 м, дождь умеренный до сильного, ветер 16-20 м/с порывистый, видимость 2-4 км).

Экипаж благополучно произвел взлет и стал набирать высоту. Навстречу ему шел Ил-18 по тому же коридору, возвращаясь из Москвы, на борту которого находился командир нашего 107-го отряда Борис Николаевич Харитонов. Он поинтересовался у экипажа Ил-14 об условиях полета, спросив включены ли у них пылефильтры заборников воздуха двигателей, на что те утвердительно ответили. Ил-18 зашел на посадку и благополучно приземлился.

Из лётного рапорта:
Через 12 минут набрав высоту 1 500 м. экипаж доложил о ненормальной работе двигателей. Предположив, что намокли свечи зажигания, командир доложил о возврате в аэропорт Бина. Экипаж выполнил разворот и приступил к заходу на посадку.

Диспетчерская служба, к сожалению, не смогла активно вести самолет, ввиду того, что обзорный диспетчерский радиолокатор не работал из-за недопустимо сильного ветра, т.к. его антенна могла разрушиться. Поэтому работал лишь только УКВ-пеленгатор.

Из лётного рапорта:
Вскоре последовал доклад о сильной тряске и падении оборотов левого двигателя. В 07:59 — доклад о падении температуры обоих двигателей. В 08:02 экипаж доложил, что идет на высоте 200 м.

В результате сильного попутного ветра, плохой видимости и скорее всего повышенного режима работы оставшегося работающего двигателя следуя в направлении обратном посадочному курсу самолет пролетел мимо аэропорта Бина и находился уже над морем южнее Апшеронского п-ова. Удаление от аэродрома экипажу точно установить не удалось, радиолокатор на земле не работал. Последний азимут был зафиксирован 220 градусов, а сколько километров не известно!!! Перегруженный оставшийся мотор остановился, самолет начал терять высоту и приводнился, в полном смысле этого слова в бушующее море…

Из лётного рапорта:
Через 5 секунд КВС подал СОС и сообщил «сажаю на воду». Это был последний сеанс связи.

Трудно и тяжело представить картину в пассажирском салоне и кабине экипажа. Начальник службы движения аэропорта Григорий Григорьевич Остапец, полковник в отставке, сам бывший летчик, участник ВОВ, ранее служивший начальником отдела перелетов Бакинского Округа ПВО, оповестил все аэродромы Бакинской Воздушной Зоны об этом факте, в надежде, что возможно этот самолет сядет где-нибудь у них, но тщетно…

Поиски самолета и людей продолжались более 20-ти дней и самолет обнаружили 13-го мая 1966 года на дне моря на значительном расстоянии от аэродрома. Все пассажиры и бортпроводница были на месте. Тело бортмеханика нашли на поверхности моря 11-го мая в нескольких километрах от места падения самолета, второго пилота — чуть позже, а бортрадиста лишь 31-го мая. И только командир до конца находился на своем рабочем месте.

Вечная память труженикам неба!

Бондяков Александр.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 комментариев

  1. Всем доброго времени суток,
    Я первый внук КВС. Грома Николаевича.
    Деда не видел т.к родился 1972 году.
    Слышал историю от бабушки и от мамы + википедия.
    Печальный исход но достойный.
    Желаю всем намлучших благ.
    С уважением.
    Расим.

  2. Читать-то тяжело про такое. Сам пилот и представляю, как экипаж боролся…
    Вечная им память

  3. даже просто прочитать текст — не легко….покоя усопшим.здравия родным.

  4. Внесите поправочку.
    Фамилия бортпроводницы БоГданова Анна.
    Это родная сестра моей бабушки.

    Вечная память всем им!

  5. Я сын второго пилота. Родился в ноябре 1965 года. На тот момент мне было 5 месяцев. Моя мать Самарина Валентина всю жизнь до пенсии проработала в аэропорту Бина. Отец похоронен в Азербайджане рядом с городом Али-Байрамлы (ныне Ширван). Я майор запаса, служил в Уфимском вертолётном училище. Проживаю в Уфе. Старший сын Сухенко Виктор Константинович — полный тёзка моего отца, служит в авиации МВД в Калужской области. Мой e-mail: sukhenko_kv@mail.ru. Хотелось бы найти родственников членов экипажа. Буду рад если кто-то расскажет об отце из тех кто его знал и работал вместе с ним.

  6. В ту ночь отец нас с братом повёз на рыбалку на 91 км. Не доезжая до канала попали в грозу и машина завязла в грязи. Пешком добрались до насосной станции, обсохли и после дождя вернулись домой. По приезду узнали о страшной трагедии. Пока целый месяц велись поиски в море нашли МИГ-15, который считали пропавшим без вести.

  7. В тот период я работал р/техником КДП, Комисия по расследовании этой катастрофы обратилась к нам за магнитофонной записью я устанавливал кассету и услышали от экипажа,даю сос, даю сос, море и шум волн

  8. В дополнение к написанному: Я в то время был штурманом эскадрильи самолетов Ил-14 и это был один из моих экипажей. Когда закончилась штормовая погода сразу же начались поиски пропавшего самолета. С воздуха мы проводили поиск с помощью вертолетов Ми-1 и Ми-4, мне приходилось тоже летать на них и искать следы самолета на воде. Первоначально искали их на акватории Каспийского моря в полосе до 15 км. от берега. Никто не мог и предположить, что его унесет далеко в море. Все что написал Бондяков точно. Корабли и подводники тоже искали его. Как описывают его нашли водолазы на дне моря на удалении от берега более 20-22 км. От себя добавлю, что по нашим предположениям, экипаж при заходе на посадку и при построении маневра не догадался преждевременно совершить доворот в сторону а/д сразу же при пролете траверса приводной станции (да и им в этой обстановке отказов двигателей было не до того, сразу в кучу навалилось на них столько проблем). Сильный ветер его во всех случаях снес бы до последнего четвертого разворота на необходимое удаление для совершения разворота и захода на посадку или вынужденную на землю. И никто ему с земли не помог это сделать и не подсказали как правильно в этой ситуации поступить. Экипаж боролся до конца с отказами и пытался вынужденно сесть на воду, что иногда благополучно происходит, но не в этом случае. Море тоже бушевало и были большие волны. Не помню точно развалился ли корпус самолета или он просто нырнул под воду.

    1. Хромыхин Юрий Сергеевич-мой отец.Я родилась в 1964г.К сожалению,о нем почти ничего не знаю.В детские годы мои родные обходили молчанием больную тему,а потом уже и не стало у кого спрашивать.Сейчас живу на Украине.Буду безмерно Вам благодарна,если Вы хоть что-то о нем напишите мне,если конечно же знали его.Мой e-mail:laura.shkurenko@gmail.com